Продолжаем цикл публикаций "Музыка и математика".
В ближайших нескольких публикациях поговорим о пифагоровой гамме, о том, как появились первые интервалы и лады.
Вместе с Пифагором проделаем эксперимент с делением струны и сделаем открытие, на основе которого выросла вся музыкальная культура.
Начнём с небольшого экскурса в теорию музыки, чтобы определиться с терминами и понятиями, которые будем использовать дальше.
Гамма или звукоряд - последовательность звуков (ступеней) музыкальной системы (лада), расположенных от основного тона вверх или вниз.
Слово "Гамма" происходит от греческой буквы "Г" (гамма).
Этой буквой в средние века обозначали нижний тон звукоряда. А после так стали именовать весь звукоряд.
Теперь обратимся к понятию "звук" - наименьшей частицы, из которой состоит вся музыкальная система.
Важнейшая характеристика музыкального звука - высота, которая определяется частотой колебания звучащего тела.
Чем больше частота колебаний, тем выше звук.
Каждый отдельно взятый звук не образует музыкальной системы. Но достаточно лишь двух звуков, чтобы мы воспринимали их звучание как благозвучное или неблагозвучное.
Приятное звучание двух звуков называется консонансом, неприятное звучание - диссонансом.
Два звука, взятые вместе - интервал.
Хорошо будет звучать интервал или нет, определяет расстояние между звуками интервала.
Итак, мы взяли такие музыкальные понятия как звук, интервал, диссонанс, консонанс.
Пойдем дальше. Звуки в музыкальной системе взаимосвязаны. Эти взаимосвязи определяются законами и правилами.
Так неустойчивые ступени музыкальной системы тяготеют в устойчивые.
Если мы возьмём на фортепиано случайную последовательность звуков, скорее всего получится бессвязный набор нот.
Многие звуки ладятся между собой, но их последовательность воспринимается незавершенной.
Возникает подсознательное желание продолжить эту последовательность и завершить её на устойчивом в данной музыкальной системе звуке.
Наиболее устойчивый звук называется тонкой.
Музыкальная система состоит из устойчивых и неустойчивых ступеней. Неустойчивые ступени тяготеют в устойчивые.
Если Вы поэкспериментируете со взятием нот и дальше, то произойдёт чудо, и звуки сложатся в мелодию.
Мелодия - последовательность звуков, принадлежащая к одной музыкальной системе (ладу) и носящая осмысленный характер.
Подведём итог. Основные понятия, определяющие характер музыкальной системы:
1. Тоника - основной устой;
2. устойчивые и неустойчивые звуки;
3. лад - наклонение-характер системы звуков.
Читайте дальше о первых музыкальных интералах и открытиях Пифагора, определивших развитие музыкальной культуры на несколько тысячелетий вперёд.
Комментариев пока нет